9 февр. 2013 г.

Про безопасность на дорогах (ч. 2). Насколько разные страны отличаются друг от друга?

Первая часть

В первой части я вкратце описал, откуда родилась идея заниматься статистикой безопасности на дорогах и описал некоторые источники, которые мне удалось найти. Во второй части я опишу основные показатели дорожной безопасности (смертности) по разными странам. 
Межстрановой контекст кажется довольно важным для того, чтобы понимать нашу российскую действительность. Аварии и смерти на дороге - это неизбежность, определенное их количество будет происходить всегда, независимо от какие правила принимаются. Можно считать, что есть некий фоновый уровень аварийности, не зависящий от действия властей и принятых правил.
К примеру, если в следующему году население стало перемещаться по дорогам по любым причинам на 10% больше (в терминах совокупного автопробега всех автомобилей), то при прочих равных условиях это приведет к тому, что количество ДТП и смертей на дорогах увеличится на 10%. Этот аспект довольно часто, как мне показалось, упускается из виду при анализе данных. Любые изменения в количестве аварий мы пытаемся соотнести с теми или иными управляющими изменениями - новыми законами, правилами или чем-то, не всегда понимая, что возможно, причины изменений находятся за пределами нашего контроля.
Поэтому необходимо разделить итоговую безопасность на две части: 1 ) определяется некоторыми  внешними причинами 2) факторами, которые также оказывают воздействие на безопасность, но являются управляемыми. К примеру, общее количество автомобилей, которое ездит по дорогам, или их совокупный пробег, относится к первой группе факторов, а размер штрафов или количество сотрудников дорожной полиции - ко второй.
Чтобы выделить именно первую группу факторов полезно обратиться к межстрановым сопоставлениям. Безопасность на дорогах сильно отличаются между странами. Отличаются также и факторы первой и второй групп. Если соотнести внешние причины и результирующие показатели безопасности, можно выделить уровень безопасности, который определяется исключительно ими.  А отклонения от этих значений можно считать, что определяются факторами второй группы.
Для начала посмотрим на сами данные по безопасности по странам. Здесь сразу возникают проблемы. Критерии того, что считается "дорожно-транспортным происшествием" могут сильно отличаться между странами. Более того всегда возникают вопросы о том, какая доля "реальных" ДТП фиксируется в статистике. Поэтому обычно для того, чтобы сравнивать на сколько безопасность на дорогах отличается между разными странами, используют данные по смертности, так как они вполне справедливо считаются наиболее надежными. По международным правилам считается, что человек погиб в ДТП если он погибает в течение 30 дней после происшествия. Соответственно, основным источником информации считаются данные дорожной полиции, которые дополняются информацией из больниц. Есть даже большой специальный большой отчет IRTAD (International Traffic Safety Data and Analysis Group), посвященный тому, каким образом учитываются данные по авариям в разных странах мира.
Посмотрим наконец на данные для стран с населением более 10 млн человек. Это данные за 2007 год (то есть, довольно старые) - последние имеющиеся данные, собранные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по широкому кругу стран.
График. Уровень смертности в ДТП по странам с населением более 10 млн человек, 2007


Видно, что развитые страны имеют уровень смертности около 10 на 100 тыс. населения, развивающиеся страны - в пределах 25. "Худшие" страны имеют показатели смертности в пределах 30 человек и больше.  Обратим внимание на Россию - в 2007 году она находилась в не лучшей компанией - между Замбией и Пакистаном. Однако с тех пор показатели дорожной смертности сильно улучшились. Если в 2007 году это было чуть больше 25 человек, то в 2011 году смертность на дорогах оказалась около 19 человек на 100 тыс. Это все существенно больше, чем показатели большинства развитых странах, то налицо большой прогресс. Мы постараемся разобраться в причинах этого прогресса позже.
Обратим внимание на то, что США имеют относительно высокие показатели дорожной смертности - гораздо хуже практически всех развитых стран. В лидерах - Западная Европа и Япония. Высокое место Кубы, по всей видимости, связано с тем, что в стране совсем не развит автомобильный транспорт (или по крайней мере, был не развит в 2007 году).
Теперь  посмотрим на те же данные на карте мира. Видно, что наиболее удручающая ситуация в африканских странах, а также некоторых странах Ближнего Востока.
Карта. Уровень смертности в ДТП по странам, 2007

Примечание: карта интерактивная. При наведении мышкой на страну показываются значения смертности (чел на 100 тыс. населения) в 2007 году.
Мы посмотрели на межстрановой срез данных - имеет смысл взглянуть и на длинную историю, хотя бы некоторому списку стран (Германия, Франция, Ирландия, Япония, Южная Корея, Польша, Россия, Украина, США). Это максимально длинная история, которую я смог найти.
График. Динамика уровня смертности в ДТП по некоторым странам, 1970-2010
 Хотя в целом по развитым странам уровень дорожной смертности снижается, есть некоторые интересные паттерны. Южная Корея (верхняя зеленая линия) испытала всплеск смертности в начале 90-х годов, которая потом стала снижаться. Данные по Польше показывают аналогичную тенденцию, хотя и с меньшим размахом. По России (я нашел пока данные с 1984 года) также наблюдался всплеск смертности в начале 90-х годов, который достиг сошел на нет к 1997 году, а затем снова пошел вверх. С 2006-2007 годов показатели российской смертности снижаются. Довольно странная тенденция - возможно, это связано с нашими российскими особенностями учета (или недоучета в 90-е годы) - надо будет поподробнее изучить этот вопрос.
Продолжение последует.