Вчера прочитывая Ъ за утренней чашкой кофе, натыкаюсь на такую новость - В Госдуме предлагают вернуть 0,2 промилле для водителей. Вкратце - депутат "Справедливой России" Антон Беляков предлагает отменить "нулевой промилле". Из статьи непонятно, на сколько эта инициатива пользуется поддержкой хотя бы части депутатов фракции СР. Вполне возможно, что личный самопиар на животрепещущей теме.
Метания властей со с "промилле" действительно удивляют. Напомню, что в середине 2008 года по инициативе президента Д. Медведева были введены поправки, допускающие содержание алкоголя в крови до 0,3 промилле. Но уже в 2009 году, когда воздействие этой меры на дорожную безопасность было еще совершенно непонятно, Д. Медведев сам раскритиковал свою же инициативу и установил нулевой норматив. После известного ДТП на Минской Д. Медведев предложил закрутить гайки еще дальше - штрафы в 500 тыс. рублей + лишение свободы до 15 лет за ДТП с жертвами. Я уже говорил, о том, что мне кажется, способ "закручивания гаек" не самый оптимальный, а проблему пьянства за рулем не решить показной "казнью" виновников резонансных ДТП.
В качестве побочных последствий в суда появились "кефирные дела", в Москве вдоль дорог висят вот такие вот плакаты (точно видел такой на Ленинградском шоссе):
Я видел разные апелляции в дискуссиях к международному опыту, поэтому решил посмотреть на данные. Это данные ВОЗ за 2007 год по максимальному разрешенному содержанию алкоголя в крови (BAC - blood alcohol content). С тех прошло уже 5 лет, поэтому вероятно, что-то изменилось, но тем нее менее, выборка очень большая. Более того она разделена по группам водителей (обычные-профессиональные водители то есть водители коммерческого и общественного транспорта, а также новички, которые имеют небольшой стаж).
График. Максимальное разрешенное содержание алкоголя в крови для водителей, 2007
Какие выводы можно сделать? Удивительно, но большинство стран разрешают определенное содержание в крови водителя. В большинстве случаев это 0,5-0,8 промилле, причем есть три страны - ОАЭ, Лесото и Бурунди, в которых разрешено содержание в 1 промилле или 0,01 процента (!). 1 промилле - это средний мужчина после 50-75 г водки, как я понимаю. Всемирная организация здравоохранения официально рекомендует странам устанавливать норматив по содержанию алкоголя в 0,5 промилле и меньше. Эти рекомендации основаны на исследованиях, которые показывают, что после 0,4 промилле относительный риск попадания в ДТП начинает резко возрастать. Вот результат некоторых таких исследований:
Поэтому в установлении норматива по содержанию алкоголя в 0,2-0,3 промилле нет ничего зазорного. Подобный уровень не означает, что можно выпить даже бутылку пива и садиться за руль (это диапазон 0,4-0,5 промилле), но позволяет фиксировать фоновый уровень. Большинство стран именно так и делает.
Те же самые данные из первого графика (для обычных водителей) на интерактивной карте, так как на графике сложно выделить отдельные страны.
Максимальное разрешенное содержание алкоголя в крови для обычных водителей, 2007
//--> -->
а вот и сам законопроект, о котором шла речь. Депутат тоже аппелирует к международному опыту :)
Метания властей со с "промилле" действительно удивляют. Напомню, что в середине 2008 года по инициативе президента Д. Медведева были введены поправки, допускающие содержание алкоголя в крови до 0,3 промилле. Но уже в 2009 году, когда воздействие этой меры на дорожную безопасность было еще совершенно непонятно, Д. Медведев сам раскритиковал свою же инициативу и установил нулевой норматив. После известного ДТП на Минской Д. Медведев предложил закрутить гайки еще дальше - штрафы в 500 тыс. рублей + лишение свободы до 15 лет за ДТП с жертвами. Я уже говорил, о том, что мне кажется, способ "закручивания гаек" не самый оптимальный, а проблему пьянства за рулем не решить показной "казнью" виновников резонансных ДТП.
В качестве побочных последствий в суда появились "кефирные дела", в Москве вдоль дорог висят вот такие вот плакаты (точно видел такой на Ленинградском шоссе):
Я видел разные апелляции в дискуссиях к международному опыту, поэтому решил посмотреть на данные. Это данные ВОЗ за 2007 год по максимальному разрешенному содержанию алкоголя в крови (BAC - blood alcohol content). С тех прошло уже 5 лет, поэтому вероятно, что-то изменилось, но тем нее менее, выборка очень большая. Более того она разделена по группам водителей (обычные-профессиональные водители то есть водители коммерческого и общественного транспорта, а также новички, которые имеют небольшой стаж).
График. Максимальное разрешенное содержание алкоголя в крови для водителей, 2007
Какие выводы можно сделать? Удивительно, но большинство стран разрешают определенное содержание в крови водителя. В большинстве случаев это 0,5-0,8 промилле, причем есть три страны - ОАЭ, Лесото и Бурунди, в которых разрешено содержание в 1 промилле или 0,01 процента (!). 1 промилле - это средний мужчина после 50-75 г водки, как я понимаю. Всемирная организация здравоохранения официально рекомендует странам устанавливать норматив по содержанию алкоголя в 0,5 промилле и меньше. Эти рекомендации основаны на исследованиях, которые показывают, что после 0,4 промилле относительный риск попадания в ДТП начинает резко возрастать. Вот результат некоторых таких исследований:
Поэтому в установлении норматива по содержанию алкоголя в 0,2-0,3 промилле нет ничего зазорного. Подобный уровень не означает, что можно выпить даже бутылку пива и садиться за руль (это диапазон 0,4-0,5 промилле), но позволяет фиксировать фоновый уровень. Большинство стран именно так и делает.
Те же самые данные из первого графика (для обычных водителей) на интерактивной карте, так как на графике сложно выделить отдельные страны.
Максимальное разрешенное содержание алкоголя в крови для обычных водителей, 2007
//--> -->